НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Национализация
изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства.

Источник: Международное частное право. Словарь терминов.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (статья 235 ГК РФ).

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
фр., англ. nationalisation; от лат. natio - племя, род) Переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.п., бывших до этого в частных руках.

Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

Национализация
переход в собственность государства или общества земли, промышленных и торговых предприятий, банков, транспорта и других объектов, находившихся в частной собственности. Наиболее масштабная Н. («экспроприация экспроприаторов») была проведена в Советском государстве в 1918–1920 гг.

Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права.

Национализация
одна из форм изъятия имущества в пользу государства с выплатой определенной суммы. Предполагалось, что должен быть принят отдельный закон о Н., но этого так и не произошло. Исторически считается, что Н., в отличие от других случаев изъятия, проводится масштабно и по собственным основаниям. Н. представляет собою противоположный приватизации прием организации и управления экономикой. От лат. natio — народ.

Источник: Глоссарий корпоративного права. Юстицинформ 2019. 240 с.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
мера социально-экономической политики государства, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства; одно из оснований прекращения права собственности. Право государства на Н. частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, является бесспорной прерогативой суверенного государства. В демократических государствах Н. производится только на основании закона и при условии адекватной компенсации собственнику национализируемого имущества.

Источник: Большой юридический словарь

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
одно из оснований принудительного прекращения права собственности. В соответствии со ст. 245 ГК обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в государственную собственность путем его национализации допускается только на основании принятого в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закона о порядке и условиях национализации этого имущества и со своевременной и полной компенсацией лицу, имущество которого национализировано, стоимости этого имущества и других убытков, причиняемых его изъятием.

Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
переход (перевод) материальных объектов из частной и (или) иных форм собственности в государственную собственность. Может сопровождаться выплатой компенсаций собственникам или проводиться без таковой. Осуществляется принятием акта государственного органа, который может касаться как отдельных отраслей в целом, так и конкретных предприятий.
В России н. в массовых масштабах проводилась после Октябрьской революции 1917 г., особенно в 1918–1922 гг., что соответствовало идеологии победившего строя, отвергавшего частную собственность и признававшего своим экономическим фундаментом общественную (общенародную) собственность, которой от имени народа управляет государство, как раз и становящееся субъектом собственности.
В принципе н., хотя и не в указанных масштабах, возможна и в государствах, где признается приоритет частной собственности. Н. проводится тогда, когда находящиеся в частных руках отрасли или предприятия становятся убыточными, закрываются. Но поскольку либо на предприятиях занято большое число работников (например, угольная промышленность), либо отрасль важна для экономики страны в целом (например, отдельные виды транспорта), государство национализирует отрасль, предприятия и своими инвестициями поддерживает их функционирование.

Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
принудительное изъятие и обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц. Право государства на Н. частной собственности, в т.ч. и принадлежащей иностранным лицам, является бесспорной прерогативой суверенного государства. Государство в целях обеспечения общественных интересов и проведения социально-экономических изменений в той или иной сфере осуществляет Н. Объектами Н. является имущество, способное удовлетворить нужды государства. Поскольку правовым последствием Н. является возникновение права собственности у государства, Н. предполагает выплату предварительной и равноценной компенсации бывшим собственникам. Право государства на Н. признано международным правом и включает право государства свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и богатствами. В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. предусмотрено, что каждое государство имеет право "национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность". В РФ действует конституционная норма ст. 35, предусматривающая, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Н. осуществляется только на основании федерального закона, а имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в т.ч. национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором РФ. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и др. убытки. Н. имеет экстерриториальное действие, т.е. должна признаваться и за пределами государства, осуществившего Н.

Источник: Словарь международного права.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
фр" англ. nationalisation) - общая мера государства по осуществлению социально-экономических изменений, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства (за выкуп или без выкупа); одно из оснований прекращения права собственности. Право государства на Н. частной собственности, в т.ч. и принадлежащей иностранцам, - бесспорная прерогатива суверенного государства. Право государства на Н., признаваемое международным правом, включает его право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и богатствами. В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. предусмотрено, что каждое государство имеет право национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность. В этом случае государство, принимающее такие меры, должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом его соответствующих законов и постановлений и всех обстоятельств, которые это государство считает уместными. Компенсация должна быть адекватной размерам национализированной собственности, эффективной и осуществляться достаточно быстро. В любом случае, когда вопрос о компенсации вызывает спор, он должен урегулироваться, согласно внутреннему праву национализирующего государства и его судами, если только все заинтересованные государства добровольно и по взаимному согласию не достигнут договоренности в отношении поисков других мирных средств урегулирования на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободы выбора средств. Государство, принимающее решение о Н., может урегулировать вопрос о взаимных имущественных претензиях, возникающих при Н., путем заключения международных соглашений. СССР в свое время заключил международные соглашения такого рода с США (1933 и 1937 гг.). Великобританией (1968 г), Данией (1964 г), Нидерландами (1967 г.), Норвегией (1959 г.), Швецией (1941 и 1964 гг.). Аналогичные соглашения были заключены Болгарией, Польшей, Венгрией, Румынией, Чехословакией и Югославией. Многие зарубежные государства стремятся обеспечить интересы своих транснациональных корпораций путем заключения двусторонних соглашений о гарантиях, предусматривающих обязанность возмещения инвестиций в случае Н. Значительное число таких соглашений было заключено США и ФРГ с другими странами, прежде всего с развивающимися. Принятый государством закон о Н. имеет экстерриториальное действие, т.е. должен признаваться и за пределами этого государства. Российская доктрина исходит из того, что условия проведения Н. определяются не только международным правом, но и внутренним правом государства, ее осуществляющего. В соответствии с российским законодательством и международным правом Н. может осуществляться только при условии справедливого возмещения собственнику национализируемого имущества. В российском законодательстве об иностранных инвестициях есть положения, регулирующие вопрос о Н. Обратный процесс - денационализация, суть которой заключается в распродаже по дешевым ценам государственных предприятий фирмам и корпорациям.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
передача имущества, находящегося в частной собственности, в собственность государства. Следует отличать Н. как общую меру государства по проведению социально-экономических преобразований от реквизиции (экспроприации) как меры по изъятию отдельных объектов в собственность государства и конфискации как меры индивидуального (уголовного или административного) наказания. При Н. в собственность государства переходят целые отрасли и сектора экономики. В современную эпоху Н. применяется весьма часто, она имела место во всех бывших и ныне существующих социалистических странах, большинстве развивающихся государств и многих развитых (например, во Франции в 1946 и 1981 гг.).
С международно-правой точки зрения право на Н. частной собственности, в том числе и иностранной, - безусловная прерогатива суверенного государства. Это право было подтверждено в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Согласно Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. каждое государство имеет право национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность. В этом случае государство, принимающее такие меры, должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом своих внутренних законов и постановлений и всех обстоятельств, которые это государство считает уместными. Компенсация должна быть адекватной, эффективной и своевременной. В любом случае, когда вопрос о компенсации вызывает спор, он должен разрешаться по праву национализирующего государства и его судами. Государство, принимающее решение о Н., может урегулировать вопрос о взаимных имущественных претензиях, возникающих при Н., путем заключения международных соглашений. СССР в свое время заключил подобные соглашения с США (1933, 1937), Великобританией (1968), Данией (1964), Нидерландами (1967), Норвегией (1959). Швецией (1941, 1964).
Принятый государством закон о Н. имеет экстерриториальное действие, т.е. должен признаваться и за пределами этого государства. По закону РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" они не подлежат Н. и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях Н.или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Решения о Н. принимаются высшим законодательным органом РФ, о реквизиции и конфискации - в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством. Решения органов государственного управления об изъятии иностранных инвестиций могут быть обжалованы в суды (арбитражные суды) РФ. Согласно тому же Закону компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать реальной стоимости инвестиций непосредственно до момента, когда официально стало известно о фактическом осуществлении либо о предстоящей Н. или реквизиции в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в любой другой валюте, приемлемой для иностранного инвестора. До момента выплаты на сумму компенсации начисляются проценты согласно действующей на территории РФ процентной ставке рефинансирования.

Источник: Энциклопедия юриста

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
1) переход частной, муниципальной и иной собственности (земли, предприятий, банков и др.) в собственность государства. Возможность Н. в современных условиях предусматривается конституциями многих стран и осуществлялась на практике в большинстве из них, в т.ч. в развитых европейских капиталистических странах (в особенно широких масштабах после Второй мировой войны в некоторых странах были национализированы подземные ресурсы, крупные банки, электротехническая промышленность и тд.). Конституционное право устанавливает обязательные условия Н.: она должна осуществляться в общественных интересах, в интересах общества и государства на основе закона, принятого парламентом (а не путем, например, решений правительства); Н. должна быть возмездной, причем в ряде случаев возмещение должно быть предварительным. Спорные вопросы о размере возмещения решает суд, но он не вправе оспаривать законность самой Н. В.К Чиркин 2) В аспекте международного частного права — общая мера государства по осуществлению социально- экономических изменений, в силу которых имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства. С точки зрения современного международного права право осуществлять Н. собственности, в т.ч. собственности иностранных граждан и компаний, является бесспорной прерогативой суверенного государства. Российская доктрина международного частного права исходит из того, что условия проведения Н. должны прежде всего определяться внутренним правом каждого государства. В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 было предусмотрено, что каждое государство имеет право национализировать иностранную собственность. Согласно Хартии государство, осуществляющее Н., должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом его законов и постановлений и всех обстоятельств, которые это государство считает уместными. Компенсация должна быть быстрой, адекватной и эффективной. Хотя Хартия и н е носит обязательного характера, указанный выше принцип получил в дальнейшем широкое признание. Так, в Договоре 1994 к Энергетической Хартии, участниками которого являются РФ и другие государства СНГ, в отношении инвестиции содержится следующее обязательство сторон: капиталовложения инвесторов одного государства на территории любого другого не должны быть национализированы, экспроприированы или подвергнуты мерам, аналогичным Н. или экспроприации последних, за исключением случаев, когда эти меры осуществляются: а) с целью, которая отвечает общественным интересам; б) без дискриминации; в) с соблюдением надлежащего законного порядка и г) вместе с выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Аналогичные положения содержатся в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений, в т.ч. и в соглашениях, заключенных Россией (ранее СССР), Украиной, Казахстаном и др. странами СНГ. Законы о Н. имеют экстерриториальное действие, те. должны признаваться и за пределами государства, их принявшего. Это означает, что государство, осуществившее Н., должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент Н. в пределах его территории, так и национализированного имущества, находившегося в момент Н. за границей. Как правило, ни судебной практикой, ни юридической доктриной стран Запада не оспаривается экстерриториальное действие законов о Н. в отношении имущества, которое в момент Н. находилось на территории государства, осуществившего Н., а затем было вывезено за границу в порядке ведения внешней торговли, в качестве экспонатов на выставки или для иных целей. В силу применяемых в каждой стране коллизионных норм моменты возникновения и перехода права собственности определяются по принципу места накопления имущества (1ех пм зкае). Отсюда следует, что при рассмотрении иностранными судами вопросов, касающихся национализированного имущества, подлежат применению законы государства, осуществившего Н. Признание права собственности государства на национализированное имущество, вывозимое им за границу, является необходимой предпосылкой осуществления международной торговли: без признания экстерриториального действия Н. была бы невозможной международная торговля. Если право собственности на вывезенное имущество получило повсеместное признание, то иное положение сложилось в судебной практике государств З а пада в отношении национализированного имущества, находившегося в момент Н. за границей. Суды ссылаются при этом на то, что приобретение права собственности на имущество может определяться исключительно законами страны его места нахождения. Против такого подхода в советской доктрине был высказан ряд возражений. Если обратиться к практике проведения Н. советским государством, то следует прежде всего отметить, что по советскому законодательству не имело юридического значения, где находилось имущество национализируемого предприятия в момент Н., поскольку Н. распространяется на все такое имущество независимо от места его нахождения. В большинстве случаев речь шла о том, что за границей находились лишь отдельные составные части национализированного имущественного комплекса, отдельные вклады в банках, отдельные имущественные требования (права и т.п.). Что же касается филиалов национализированных юридических лиц, то личный закон юридического лица регулирует, согласно признанным повсеместно правилам международного частного права, порядок ликвидации такого юридического лица и предусматривает, какие последствия при этом наступают. Государство, осуществившее Н., может урегулировать вопрос о взаимных имущественных претензиях, возникающих при Н., путем заключения международных соглашений. СССР в свое время заключал международные соглашения такого рода с Германией (1922), США (1933 и 1937), Швецией (1941 и 1964), Норвегией (1959), Данией (1964), Великобританией (1968). Лит.: Вилков Г.Е. Национализация и международное право. М., 1962; Богуславский М.М. Международное частное право. 3-е изд. М., 1998. М.М. Богуславский

Источник: Юридическая энциклопедия

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
в СССР отмена рабочим классом, завоевавшим власть, права частной собственности на землю, орудия и средства производства и на другие объекты права частной собственности с установлением на них права государственной социалистической собственности. Опираясь на экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил, Советская власть обобществила средства производства, сделала их собственностью всего народа и тем уничтожила систему эксплуатации, создала социалистические формы хозяйства. Таким образом, экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил получил у нас полный простор.
Проведенная Советским государством Н. земли с ее недрами, лесами и водами, Н. заводов, фабрик, рудников, основных средств транспорта, банков утвердила социалистическую собственность на орудия и средства производства и, ликвидировав тем самым капиталистическую систему хозяйства, заложила основу социалистической системы хозяйства.
Н. земли была проведена в России декретом о земле от 26 октября 1917 г. (СУ РСФСР 1917 г. № 1, ст. 3) в первый же день завоевания власти пролетариатом (см. Национализация земли). Вслед за И. земли последовали: 14 декабря 1917 г. Н. банков (СУ РСФСР 1917 г. № 10, ст. 150); в январе 1918 г. Н. торгового флота (СУ РСФСР 1918 г. № 19, ст. 290); 22 апреля 1918 г. Н. внешней торговли (СУ РСФСР 1918 г. № .33, ст. 432). Н. промышленности предшествовал декрет 14 ноября 1917 г. о рабочем контроле (СУ РСФСР 1917 г. № 3, ст. 35). Рабочий контроль явился подготовительным мероприятием к переходу частнокапиталистических предприятий в собственность Советского государства и одновременно – школой для подготовки будущих хозяйственников из среды рабочего класса, организаторов социалистического производства.
Утвержденной III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в подтверждение отмены частной собственности на землю весь земельный фонд объявлялся общенародным достоянием; объявлялись национальным достоянием леса, недра и воды, а также образцовые поместья с их живым и мертвым инвентарем и с.-х. предприятия; подтверждался переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства, а также вводился закон о рабочем контроле, как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог, прочих средств производства и транспорта в собственность Советской республики.
Сначала Н. подвергались отдельные фабрики и заводы, брошенные их владельцами, а также предприятия, собственники которых отказались подчиниться рабочему контролю. 28 июня 1918 г. была декретирована Н. всех крупных промышленных предприятий, предприятий коммунальных и ж.-д. транспорта.
На базе обобществления средств производства в социалистическом обществе возник экономический закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, как противовес закону конкуренции и анархии производства при капитализме.
Н. в корне изменила экономическую структуру страны. Капиталистические производственные отношения, основанные на частной собственности, были заменены социалистическими производственными отношениями, в основу которых положена государственная социалистическая собственнвсть на орудия и средства производства. Государство и право как часть новой надстройки стали величайшей силой, которая активно содействовала оформлению и укреплению экономического базиса нового, социалистического государства.
И. земли, банков, крупной промышленности, предприятий, транспорта была проведена в дальнейшем и в новых республиках, вошедших в состав СССР, а также на воссоединенных территориях. В июле 1940 г. декларациями сеймов Литвы и Латвии и государственной думы Эстонии земля была объявлена государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием; одновременно была декларирована Н. банков и крупной промышленности. В конституциях Литовской, Латвийской и Эстонской республик говорится о ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмене частной собственности на орудия и средства производства в промышленных предприятиях и Н. этих предприятий, банков, транспорта и средств связи в целях полного уничтожения эксплуатации человека человеком и построения социалистического общества.
15 августа 1940 г., в связи с воссоединением Бессарабии с Советским Союзом, указами Президиума Верховного Совета СССР («Ведомости Верховного Совета СССР» 1940 г. № 29) установлено на всей территории Бессарабии действие советских законов о Н. земли, а также установлена Н. банков, промышленных и торговых предприятий, железнодорожного и водного транспорта и средств связи. Одновременно, в связи с включением северной части Буковины в состав УССР, установлено, что на территории северной части Буковины вся земля с ее недрами, лесами и водами является государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием, а также являются национализированными банки и другие кредитные учреждения, промышленные предприятия, железнодорожный и водный транспорт, средства связи, электростанции, трамваи и автобусы, учебные заведения, кинематографы, театры, музеи, крупные гостиницы, крупные домовладения. Аналогичные мероприятия проведены на территории Южного Сахалина.
При Н. происходит прекращение частной собственности и возникновение новой, государственной социалистической собственности. Право собственности государства не является производным от прав предшественника. В частности, при Н. предприятий к государству не переходят долги национализируемых предприятий.
Переход к государству имущества национализированных предприятий не зависит от того, где это имущество находится. Имущество национализируемого предприятия является единым имущественным комплексом. Из этого следует, что к Советскому государству перешло все имущество национализированных предприятий, в том числе и находящееся за границей. Это положение подтверждается текстом самих декретов о Н. Переход имущества национализированного юридического лица определяется законом того государства, которое прекратило существование этого юридического лица. Декреты о Н. распространяются и на те предприятия, участниками которых являются иностранцы. В постановлении СНК РСФСР 2 декабря 1918 г. (СУ РСФСР 1918 г. № 90, ст. 907) указывалось, что русские акционерные банки подходят под действие декрета 14 декабря 1917 г. (этот декрет установил Н. банков) независимо от национального состава их акционеров или вкладчиков.
Декреты о Н. были встречены буржуазными государствами враждебно. Суды буржуазных стран в первые годы существования Советской власти неоднократно пытались отрицать право собственности Советского государства на национализированное имущество, даже и в том случае, если это имущество фактически уже перешло в руки Советского государства. Делалось это нередко со ссылкой на то, что декреты о Н. не могут применяться за границей ввиду их противоречия «публичному порядку». Таким образом, прежний собственник за границей признавался сохранившим свое право собственности. Очевиден классово-враждебный по отношению к пролетарскому государству характер ссылок на «публичный порядок» как на основание непризнания права собственности Советского государства на национализированное им имущество. Однако буржуазные суды в связи с укреплением международного положения Советского государства и развитием советской внешней торговли вынуждены были изменить свою позицию непризнания советской Н. Так, уже в 1921 г. английский апелляционный суд по делу Лютера – Сэгора вынужден был признать право собственности Советского государства на вывезенное в Англию национализированное имущество.
В наст, время национализированное имущество, вывезенное советскими органами за границу, повсеместно признается собственностью Советского государства. Таким образом, иностранные суды признали экстерриториальное действие советских декретов о Н. Что же касается национализированного имущества заграничных отделений русских банков, морских судов и т. п., то буржуазные суды по общему правилу не признавали права собственности СССР на это имущество. Эти суды произвольно ограничивали смысл советских декретов о Н., признавая СССР собственником лишь того имущества, которое находилось в момент Н. на территории Советского государства. Ограничение действия декретов о Н. является нарушением общепринятых начал международного частного права, актом борьбы против советских законов о Н. СССР никогда не отказывался и не отказывается от своих прав на это имущество.
Опыт строительства социализма в СССР был широко использован государствами народной демократии при проведении мероприятий, направленных на ликвидацию капиталистической частной собственности. Основные орудия и средства производства в этих странах стали государственной всенародной собственностью. Н. командных высот народного хозяйства и использование их в общенародных интересах обеспечили социалистический путь развития государств народной демократии. В конституциях народных республик всенародная собственность провозглашается главной опорой государства в развитии народного хозяйства и является материальной основой экономического процветания и национальной независимости народной республики.
И. В. Сталин учит, «... что пока существует государство, передача в собственность государства является наиболее понятной первоначальной формой национализации. Но государство будет существовать не на веки-вечные. С расширением сферы действия социализма в большинстве стран мира государство будет отмирать и, конечно, в связи с этим отпадет вопрос о передаче имущества отдельных лиц и групп в собственность государству. Государство отомрет, а общество останется. Следовательно, в качестве преемника общенародной собственности будет выступать уже не государство, которое отомрет, а само общество в лице его центрального, руководящего экономического органа» (Сталин И. В., Экономические проблемы социализма в СССР, 1952, стр. 87–88).
Т. н. Н., проведенная после второй мировой войны в ряде буржуазных стран – Англии, Франции, Австралии, Австрии, – не имеет ничего общего ни с экспроприацией капиталистической частной собственности на орудия и средства производства, ни с социализмом. После Н. английского банка в кредитной системе Англии все осталось по-старому. В результате Н. угольной промышленности и железных дорог владельцы получили от государства гарантированный доход в государственных облигациях.
Во главе национализированных шахт и железных дорог остались прежние руководители. Аналогичный характер носит Н. частных банков в Австралии, крупных банков, угольной промышленности и страховых компаний во Франции, крупных банков и некоторых промышленных предприятий в Австрии.
Н. в современных капиталистических странах влечет за собой переход права собственности на национализируемые предприятия к капиталистическому государству и направлена на получение максимальных выгод капиталистами.

Источник: Советский юридический словарь

Реклама

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
113.99 кб

Национализация имущества градообразующих организаций в рамках процедур банкротства

Коновалов Александр Иванович
В статье рассматривается актуальная проблема национализации имущества градообразующих организаций в рамках процедур банкротства и предлагаются изменения в Закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Читать PDF
130.10 кб

Обращение в собственность государства, или национализация

Коновалов Александр Иванович
Рассматривается понятие национализации как обращения имущества в государственную собственность, исследуются проблемы толкования понятия «национализация» и способов ее осуществления исходя из действующего законодательства, проектов
Читать PDF
344.18 кб

Национализация и другие формы принудительного изъятия иностранной собственности: международно-правов

Данельян Андрей Андреевич
Статья посвящена вопросам принудительного лишения собственности в форме национализации, экспроприации, реквизиции, конфискации и др.
Читать PDF
283.87 кб

Национализация в Крыму: нарушение российского права или вынужденная необходимость

Милькина Ирина Владимировна, Забоева Марина Федоровна
Наряду с вопросами по формированию новой системы государственного и муниципального управления в результате вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, остро встала проблема правового регулирования отношений собственно
Читать PDF
1.88 мб

Национализация: тенденции развития доктрины и законодательства

Карпов Михаил Валерьевич
В статье рассматриваются обычно выделяемые черты национализации, в том числе цели, основания, объекты национализации, возмездный и производный характер данного основания прекращения права частной собственности, допустимость оспари
Читать PDF
246.82 кб

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

К. З. Фархутдинов
Международное право не запрещает принимающему инвестиции государству проводить их национализацию (экспроприацию)и другие меры принудительного изъятия при соблюдении следующих условий: в общественных (публичных) целях, в установлен
Читать PDF
325.82 кб

Национализация общественного сознания и модели модернизации в России

Алехин Э.В., Неделько С.И.
В статье анализируются общественно-политические основания трансформационных процессов государства и общества в России по типу модернизации.
Читать PDF
142.82 кб

Политические аспекты проблемы: "приватизация - национализация"

Анохин Михаил Григорьевич, Матвенков Д. О., Нигматуллин З. Х.
Реализуя социалистическую идею в начале минувшего века, наша страна прошла путь национализации. Итоги, как позитивные, так и проблемы развития, известны.
Читать PDF
455.43 кб

Национализация в России: актуальность и риски

Букреев Виктор Вениаминович, Рудык Эмиль Николаевич
В статье обоснована необходимость проведения в стране национализации, выявлены сопутствующие этому риски, проанализированы законопроекты о национализации.
Читать PDF
116.53 кб

Приватизация, национализация, социализация в России в современных геополитических реалиях

Букреев Виктор Вениаминович, Рудык Э. Н.
Авторами аргументируется необходимость отказа от приватизации, в первую очередь предприятий, обеспечивающих национально-государственную безопасность страны, как основного метода повышения эффективности и конкурентоспособности хозя
Читать PDF
536.84 кб

Институты развития предпринимательства: приватизация и национализация

Сухарев Олег Сергеевич
В статье исследуются базовые институты предпринимательской деятельности с демонстрацией модели государства как предпринимателя, осуществляющего приватизацию и национализацию.
Читать PDF
1.71 мб

Национализация банков в Индии: за и против

Ковалев А.Э.
Статья раскрывает основные аспекты и причины национализации банковского сектора индийской экономики: автором рассмотрены масштабы и предпосылки увеличения доли государства в крупнейших индийских банках.
Читать PDF
397.40 кб

Госкорпорации - национализация или пример эффективной модели государственно-частного партнерства?

Тертышный С.А.
Исследуется современная тенденция формирования госкорпораций в приоритетных стратегических отраслях хозяйства как новой формы государственно-частного партнерства в отечественной экономике.
Читать PDF
356.20 кб

Гражданско-правовая Наука о национализации

Щенникова Л. В.
В центре внимания данной статьи – одно из оснований возникновения права публичной собственности – национализация.
Читать PDF
291.10 кб

Законодательные инициативы в сфере приватизации и национализации

Голубцов В. Г.
Статья посвящена анализу действующего регулирования и законодательных тенденций в правовом нормировании процедур приватизации и национализации.

Похожие термины:

  • Национализация земли и других природных ресурсов

    переход земли, вод, недр, лесов и других природных ресурсов из частной собственности в исключительную собственность государства; в России Н. осуществлялась в несколько этапов, начиная с 1917 г. в соо
  • НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ

    отмена частной собственности и установление государственной собственности на землю. «Национализация есть передача всей земли в собственность государства. Собственность означает право на ренту