ФОНД
Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Большой юридический словарь
Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.
Источник: Глоссарий корпоративного права. Юстицинформ 2019. 240 с.
Источник: Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
Ф. учреждается гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов для реализации социальных, благотворительных, культурных или иных общественно полезных целей. Имущество, переданное Ф. его учредителями (учредителем), является собственностью Ф. Учредители не отвечают по обязательствам созданными ими Ф., а Ф. не отвечает по обязательствам своих учредителей. Ф. использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан Ф., и соответствующей этим целям. Порядок управления Ф. и порядок формирования его органов определяется уставом, учреждаемым учредителями.
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
Ф. пользуется правами юридического лица и является собственником имущества, переданного ему учредителями, а также иными лицами в виде пожертвований. Имущество Ф. должно использоваться для целей, определенных в его уставе, т.е. в соответствии с его специальной правоспособностью. Учредители не несут ответственности по долгам Ф. В случае ликвидации Ф. остаток его имущества (после удовлетворения требований кредиторов) не распределяется между учредителями, а направляется для использования в соответствии с целями ликвидированного Ф. (например, на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом ликвидированного Ф.).
Ф. может заниматься предпринимательской деятельностью, но при условии, что она соответствует назначению Ф. и необходима для достижения общественно полезных целей, указанных в уставе Ф. Они вправе осуществлять дозволенную предпринимательскую деятельность непосредственно, без образования какой-либо коммерческой организации, но вправе создать и хозяйственное общество или стать участником такового.
Использование имущества Ф. должно находиться под контролем общественности. В связи с этим необходимо публиковать в СМИ, определенных в уставе Ф., отчеты об использовании имущества. Надзор за деятельностью Ф. осуществляет попечительский совет, который в то же время является органом Ф. Закон о некоммерческих организациях указывает, что попечительский совет строит свою деятельность на общественных началах.
Термин "Ф." имеет в гражданском праве и ряд других значений, обозначая не только организацию с правами юридического лица, но и определенное имущество. Законом об АО предусмотрено создание "резервных Ф." для покрытия убытков общества, погашения его облигаций и выкупа акций при отсутствии иных средств. Термин "Ф." широко используется и другими отраслями права - в трудовом праве "Ф. зарплаты", "поощрительные Ф." и т.д.
Источник: Энциклопедия юриста
Фонд использует имущество для целей, определенных его уставом. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать унитарные предприятия, хозяйственные общества или участвовать в них, за исключением обществ с дополнительной ответственностью. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Порядок опубликования и состав сведений отчета устанавливаются законодательством.
Органами фонда являются правление (совет), дирекция (директор) и попечительский совет. Устав фонда может предусматривать иные органы, необходимые для осуществления его деятельности. Правление (совет) фонда является высшим коллегиальным органом фонда, формируемым его учредителями (учредителем). Основная функция правления (совета) фонда - обеспечение соблюдения фондом целей, для достижения которых он создан.
К исключительной компетенции правления (совета) фонда относятся:
1) изменение и (или) дополнение устава фонда;
2) образование (назначение) исполнительного органа фонда - дирекции (директора) и досрочное прекращение его полномочий;
3) создание и ликвидация представительств, филиалов фонда, определение их компетенции;
4) утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса фонда;
5) реорганизация фонда, если возможность реорганизации предусмотрена его уставом.
Дирекция (директор) фонда является исполнительным органом фонда, осуществляющим текущее руководство его деятельностью. Дирекция (директор) фонда в своей деятельности подотчетна правлению (совету) фонда.
Попечительский совет фонда - орган, осуществляющий контроль за деятельностью фонда, который формируется его учредителями (учредителем) при учреждении фонда, а в дальнейшем, если это предусмотрено уставом фонда, - правлением (советом) фонда.
К исключительной компетенции попечительского совета фонда относятся:
1) контроль за соответствием деятельности фонда законодательству и уставу фонда;
2) контроль за выполнением решений высшего коллегиального органа фонда, исполнительного органа фонда;
3) контроль за использованием денежных средств и иного имущества фонда в соответствии с его уставными целями;
4) предварительное рассмотрение и согласование годового отчета фонда.
Фонд действует на основании устава, утверждаемого учредителями (учредителем) фонда.
Устав фонда помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 48 ГК (см. Учредительные документы юридического лица), должен содержать:
1) сведения об учредителях (учредителе) фонда;
2) задачи и методы деятельности фонда;
3) состав и порядок формирования органов фонда;
4) порядок формирования, полномочия и сроки полномочий попечительского совета фонда;
5) порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда;
6) порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав фонда;
7) источники и порядок формирования имущества фонда;
8) срок, на который создается фонд, или указание на его бессрочную деятельность;
9) сведения о созданных фондом представительствах и (или) филиалах, включающие наименования представительств, филиалов и место их нахождения (руководящих органов представительств, филиалов);
10) сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. При этом такое имущество должно направляться на цели, для достижения которых был создан фонд;
11) иные положения, предусмотренные законодательством и не противоречащие ГК.
Иные положения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией фонда, не предусмотренные ст. 118 и 119 ГК, определяются законодательными актами.
Согласно ст. 119 ГК устав фонда может быть изменен правлением (советом) фонда в порядке, предусмотренном уставом фонда.
Соответствующие изменения и (или) дополнения в устав фонда должны быть внесены и представлены в установленном порядке для государственной регистрации в месячный срок в случае:
1) изменения целей фонда;
2) изменения наименования фонда;
3) изменения вида фонда;
4) изменения места нахождения фонда (руководящего органа фонда);
5) создания или ликвидации представительств и (или) филиалов фонда;
6) изменения сведений об органах фонда, в том числе о попечительском совете, порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда, порядке формирования имущества фонда, а также о других фактических обстоятельствах, сведения о которых в соответствии с законодательством должны содержаться в уставе фонда;
7) изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в устав фонда, если иные сроки не установлены этим законодательством.
Реорганизация фонда, если ее возможность предусмотрена уставом фонда, может быть осуществлена в форме слияния с другим фондом, либо присоединения к другому фонду, либо присоединения к нему другого фонда, либо выделения из фонда юридического лица любой организационно-правовой формы, либо разделения на два и более фонда.
Фонд не может быть реорганизован в форме преобразования. Стоимость оставшегося имущества реорганизованного в форме выделения фонда должна быть не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда.
Фонд может быть ликвидирован по заявлению заинтересованных лиц по решению суда:
1) в случае непредставления в регистрирующий орган в течение 3 месяцев после государственной регистрации фонда документов о передаче учредителями (учредителем) в собственность фонда имущества в виде неденежных взносов при формировании имущества фонда не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, в полном объеме или в части в виде неденежных взносов;
2) в случае неисполнения обязанности по созданию в установленный срок после государственной регистрации фонда представительств и (или) филиалов и непредставления для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с изменением его вида;
3) если по окончании календарного года стоимость имущества фонда станет менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, и в указанный регистрирующим органом в письменном предупреждении срок эта стоимость не доведена до минимального размера, необходимого для его создания и деятельности;
4) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения этих целей не могут быть произведены;
5) в случае уклонения фонда в своей деятельности от целей, предусмотренных уставом;
6) в случае осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства и устава фонда;
7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Имущество, оставшееся после ликвидации фонда, в том числе после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, для достижения которых был создан фонд. В случае невозможности такого направления имущества оно передается в равных долях фондам, созданным для достижения аналогичных целей, при наличии их письменного обращения в суд, который принял решение о ликвидации фонда. В случае отсутствия указанных обращений имущество, оставшееся после ликвидации фонда, передается в доход Республики Беларусь и направляется на цели, для достижения которых был создан фонд.
Источник: Юридический словарь современного гражданского права. Беларусь. 2009